Система педагогической работы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад № 5 "Тынденок" города Тынды Амурской области

Система педагогической работы

 

                       «Развитие умственных способностей детей

                                  раннего  дошкольного возраста

                                   через сенсорное воспитание»

  

Введение.

«Одни заботливые родители спросили совет у мудреца:

          -Когда надо начинать воспитывать и обучать своего ребенка?

Мудрец, прежде чем ответить, поинтересовался:

-А сколько лет вашему малышу?

-Один год, – был ответ родителей.

-Вы уже опоздали, ровно на год, - задумчиво сказал мудрец».

         Не первый год, работая с детьми раннего возрастов, не перестаю удивляться и радоваться пытливости ума своих воспитанников.

         Как только проходит адаптационный период, малыши активно включаются в процесс познания окружающих их предметов. Надеюсь, никто из педагогов не станет спорить, что с 1г.6мес. и до 3лет ребенок на пике желания всё узнать, изучить, испробовать, проверить (на вкус, на ощупь, на запах, на звук) столько информации, сколько потом не может «погладить» за всю свою последующую жизнь. Естественно, ребенок делает это всё хаотично, хватаясь за всё и сразу. Он как «губка», которая впитывает в себя всё, что попадает в зону его видимости, куда дотянется его пухленькая ручка и обязательно проба на зуб.

    И вот в этот благоприятный период жизни ребенка, важна и неоценима роль тех людей, которые занимаются, развивают и воспитывают малыша (педагоги и родители).

    Основная цель взрослых, помочь ребенку исследовать этот мир во всей его красоте и гармонии. Но не хаотично, а в определенной последовательности и системности, с использованием педагогических программ, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

     Всегда считала и никто не сможет меня переубедить, что развитие умственных способностей дошкольников, особенно в раннем и младшем возрасте происходит именно через сенсорное развитие.  Поэтому, тема моей исследовательской работы с 2012г и по настоящий период была  выбрана мной не случайно.

Актуальность.

        Сенсорное развитие (от лат. <sensus> — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

    Сенсорное развитие в раннем и младшем дошкольном возрасте, я считаю, как одним из важных разделов обучения детей в образовательной области «Познания». Именно в этом возрасте закладывается то «зерно – эталон», на котором в дальнейшем строится вся модель познания мира. 

    За все время существования человечества известно пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

    Наши малыши рождаются на свет с готовыми к функционированию органами чувств, но это лишь врожденные задатки  для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

          Умственное развитие – это длительный и сложный процесс, где совершенствуются и развиваются память, мышление. Речь становится средством общения, средством познания окружающего мира. Овладение речью влияет на качественные изменения всех психических процессов: восприятия, памяти, мышления. Эти все компоненты необходимы для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и в выборе профессий в дальнейшем. Большую роль здесь играют и умственные способности.

    Наибольший вклад по исследованию индивидуальных способностей внёс известный отечественный учёный Б.М. Теплов. Он выделил 3 основных признака понятия «способности»:

 Способности – это индивидуально - психические особенности, отличающие одного человека от другого.  Не все те индивидуально – психические особенности являются способностями, а только те, которые направлены на успешное решение задач в какой – либо деятельности.

  Под способностями подразумеваются такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам, но которые могут объяснить лёгкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков. Проанализировав эти 3 признака понятия, я пришла к выводу, что способности – это свойства или качество человека либо такие индивидуальные особенности психики человека, которые дают ему возможность для успешного выполнения определённой деятельности.

    А развитие умственных способностей ведёт человека вперёд, делая его жизнерадостным, активным, успешным в деятельности.

      Изучив научную литературу выдающихся педагогов теоретиков и практиков прошлых столетий, труды, которых являются фундаментов в нашей современной дошкольной педагогике 21века, я пришла к выводу:

  «-Во все времена воспитания и образования нового поколения, уделялось большое количество времени на изучение сенсорного развития детей дошкольного возраста. Было разработано и апробировано множество программ, выдающихся педагогов, которые всегда связывали сенсорное развитие, как начало и дальнейшее развитие умственных способностей детей».

     Такие всем известные педагоги, как Каменский Я.А., Фребель Ф., Монтессори М., Песталоцци И., Декроли О., Тихеева Е. И. – все они разрабатывали конкретное содержание, методы ознакомления ребенка с миром вещей с их свойствами и отношениями. Ананьев Б.Г. и Запорожец А.В. подчеркивали в своих трудах, что сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей  и других характеристик ощупываемых предметов.

     А экспериментальные исследования, направленные на выявление закономерностей развития восприятия в онтогенезе, таких педагогов, как Ананьев Б.Г., Венгер Л.А., Гиневская Т.О., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Лурия А.Р., легли в основу разработки системы сенсорного развития детей.

   Так в 20веке вопрос о сенсорном развитии и воспитании детей дошкольного возраста был подробно рассмотрен, описан и апробирован в работах Сакулиной Н.П., Усовой А.П., Венгер Л.А., Поддъякова Н.Н. и их последователей.

       Мой вывод:

1.Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов;

2.Все разработанные и апробированные методики по развитию умственных способностей у детей раннего, как и более старшего дошкольного возраста строятся на сенсорном воспитании, как на фундаменте, заложенном в ребенке от рождения, который должен закладываться в раннем детстве и проводиться в определенной последовательности и систематичности.

3.В современном подходе к сенсорному воспитанию существует два направления:

4.Усвоение "сенсорных эталонов" и овладение способами обследования предметов (Ш.А. Абдуллаева, З.М. Богуславская, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, З.Н. Максимова, С.Л. Новоселова, Л.А. Пеньевская, Э.Г. Пилюгина, и др.);

  Сенсорные способности развиваются посредством дидактических игр (В.Н. Аванесова, А.И. Ануфриева, О.И. Бобылева, А.К. Бондаренко, Т.Г. Васильева, Т.А. Губенко, Р.И. Жуковская, О.М. Митюкова, И.Б. Теплицкая и др.) и в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г. Казакова, Е.И. Корзакова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина и др.); конструктивной (Ф.В. Изотова, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Э.Л. Фрухт и др.); в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина и др.); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Г.М. Лямина, Н.С. Карпинская; Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин и др.).

4.От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его умственное развитие. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений знаний жизненного опыта.

5.Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

v  является основой для интеллектуального развития;

v  упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

v  развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни;

v  позитивно влияет на эстетическое чувство;

v  является основой для развития воображения;

v  развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

v   обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

v  обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

v  влияет на расширение словарного запаса ребенка;

v  влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

6.Методика работы с детьми раннего возраста по данной теме – это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование.

7.         Прочность и глубину знаний и умений детей обеспечивает вариативность выполнения заданий, рекомендуемая, вместо механического, ситуативного заучивания.

8.         При планировании и проведении занятий учет возраста детей и уровень развития.

 

Цель моей работы:

v  Внедрить в педагогическую деятельность знания о сенсорном развитии детей и формировании представлений у них о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира, а так же о тренировках органов чувств.

Задачи:

1.Теоретическое обоснование формирования у детей раннего дошкольного возраста основ сенсорного развития и умственных способностей.

2.Изучить проблему применения  сенсорного воспитания в педагогическом процессе детского сада, с целью формирования  у детей представлений о внешних свойствах предметов.

3. Разработать рабочую программу для дополнительных занятий с детьми раннего дошкольного возраста по обучению сенсорных эталонов.

5. Разработать практические рекомендации для  родителей и педагогов ДОУ.

6.Способствовать накоплению разнообразного сенсорного опыта у  детей дошкольного возраста.

7. Проанализировать полученные результаты  за учебный год и сделать выводы, с перспективой на дальнейшую работу в данной проблеме.

 Методы исследования по данной теме:

1.      Теоретические методы:

u  Анализ психолого-педагогической литературы;

u  Анализ работы коллег в дошкольном учреждении;

u  Наблюдение за воспитанниками в период адаптации;

u  Тестирование родителей по вопросу сенсорного воспитания их детей;

2.      Эмпирические методы:

u  Диагностика детей по сенсорному восприятию детей в своей группе на начало и конец учебного года;

u  Анализ результатов детской деятельности.

Научная разработанность моего опыта работы. Научной основой выступают работы ученых, посвященные проблеме сенсорного и умственного воспитания. Каменский Я.А., Фребель Ф., Монтессори М., Песталоцци И., Декроли О., Тихеева Е. И., Т.С. Комарова,  Л.А. Венгер, В.И. Логинова, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.К. Бондаренко.

Волосова Е.Б. "Развитие ребёнка раннего возраста",  Стребелева Е. А "Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития".

 

 

Современные технологии,  методы и средства для реализации опыта на практике в работе с детьми:

Технологии:

1.      Технология интеграции (объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по сенсорному воспитанию)

u  Васюкова Н. Е., Чехонина О. И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности//Детский сад от А до Я. 2004, № 6.

u  Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ, 2008г. // Приложение к журналу «Управление ДОУ».

u  О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, О. П. Болотникова: Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособие для педагогов ДОУ.

2.      Игровые технологии с целью сенсомоторного и познавательного развития детей.

u  Богуславская Е.О., Смирнова Н.П. Развивающие игры. - М: Просвещение, 1991.

u  Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2000.

u  Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. - Ярославль: Академия развития, 1996.

u  Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2003.

u   Г. И. Винникова  Занятия с детьми 2-3лет: первые шаги в математике, развитие движения.

3.      Технология художественного творчества с целью сенсомоторного и познавательного развития детей через продуктивную деятельность.

u  Лыкова И.А., Гаранина Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом. - Ж-л "Управление ДОУ", 2010г.,№5

u  Школа Семи Гномов. Рисуем пальчиками. Пластилиновый снежок. Автор Дарья Денисова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011

u  Серия: Это может ваш ребенок 1-3. Автор Елена Янушко. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

Методы:

1.       Игровые –  игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера.

2.       Наглядные – иллюстрации, презентации, демонстрационный и раздаточный материал, центр сенсорного развития в игровой комнате для свободного доступа детям.

3.       Словесные -  подборка стихотворений, потешек и загадок для использования на игровых занятиях по сенсорному развитию детей.

Средства:

1.      Перспективно-календарное планирование в своей возрастной группе с обязательным включением в него дидактических игр по сенсорному воспитанию.

2.      Рабочая программа по дополнительному образованию, кружковая работа по сенсорному воспитанию «Калейдоскоп» в 1младшей группе и  «Лапушка» с детьми группы раннего возраста.

3.      Работа с родителями – консультирование, родительские собрания, оформление папок – передвижек по сенсорному воспитанию.

4.      Создание центра по сенсорному воспитанию в игровой комнате детского сада для самостоятельной деятельности детей, данной группы.

Свою работу по сенсорному воспитанию с детьми раннего дошкольного возраста я построила на основе следующих дидактических принципах:

u  принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам;                                                                               

u  принцип целостности базовых знаний, умений и навыков;

u  принцип дифференциации содержания изучаемого материала;

u  принцип связи применять полученные знания на практике и принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.          

Технология опыта моей работы.

        Цель работы в том, чтобы на примере своей возрастной  группы раскрыть эффективность использования планомерных и систематических занятий, а также игр и упражнений по развитию умственных способностей через сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Опыт работы состоял из следующих этапов:

    Этап первый - констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сенсорного восприятия у детей 1 младшей группы на базе МДО БУ Д/С № 5 «Тынденок» г. Тынды Амурской области.

    Этап второй - формирующий. На этом этапе проводились занятия, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста.

     Проводилась дополнительная работа по составленному перспективному плану игр-занятий по сенсорному развитию детей третьего года жизни (кружковой работы «Калейдоскоп» 2012 – 2013).

       Этап третий - контрольный.  На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей в данной возрастной группе на конец учебного года.

   Проведен анализ полученных результатов. В заключение рассмотрены перспективы на дальнейшую работу по данной тематике.

     На первом этапе при определении уровня сенсорного развития детей третьего года жизни были   использованы такие методы как наблюдение, беседа и статистическая обработка данных. При проведении констатирующего эксперимента мной использовались следующие методики:

u  Волосова Е.Б. "Развитие ребёнка раннего возраста",

u  Стребелева Е. А "Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития".

     Опираясь на основные показатели познавательного развития данных методик, мной подобран диагностический материал для определения уровня сенсорного восприятия детей. Все задания представлены в форме игр. Особое внимание обращалось на общий фон настроения ребенка и создание особых отношений доверия между ребенком и взрослым. Предлагаемые задания рассчитаны на обследование детей третьего года жизни (Приложение А).

На основе диагностического материала, мной были определены высокий, средний и низкий уровни сенсорного развития детей третьего года жизни.

Высокий уровень - 3 балла - ребенок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Средний уровень - 2 балла - ребёнок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

Низкий уровень - 1 балл - ребенок не сотрудничает с взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.

   Результаты данного тестирования показали, что высокого уровня сенсорного развития на начало учебного года нет ни  у кого из 20детей группы.   

    Средний уровень у 65% воспитанников, низкий уровень у 35% детей.

    На формирующем этапе приняли участие дети первой младшей группы (2л – 3л).

Цель формирующего этапа моей работы состояла в повышении уровня сенсорного развития детей данной возрастной группы.

         Для работы мной был составлен перспективный план игр-занятий по сенсорному развитию и оформлен в кружковой работе «Калейдоскоп», как дополнительное образование. В данную работу вошли игры, рекомендованные Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко, Г.А. Широковой, И. Г. Винниковой (Приложение Б).

           Также мной был разработан план игр и упражнений по развитию восприятия, которые я использовала в течение всего дня в разных видах детской деятельности (Приложение В).

      Игры-занятия проводила 1 раз в неделю. Длительность занятия 8-10 минут. Занималась с подгруппой детей и индивидуально. При проведении игры-занятия пользовалась краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий.

      Например, при проведении занятия "Разноцветные флажки" (выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных) обращала внимание на то, что флажки все разноцветные, а потом предлагала выбрать один любого цвета: "Возьми, Кирилл, один любой флажок. И ты, Аделина, возьми флажок. А теперь Аделина выберет все такие, а Кирилл – такие (жестом ещё раз указать на флажки с заданным цветом). По рекомендациям Э.Г. Пилюгиной, вначале я не требовала от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывал эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

    Для развития восприятия цвета проводила игры-занятия: "Цветные комнаты", "Хвост у петушка", "Разноцветные комнаты", "Платочек для мамы", "Цветное лото", "Найди свою полянку" и другие. Знакомство с цветом начинала с четырёх основных: красного, жёлтого, зелёного, синего. Как только дети научились узнавать и различать их, знакомила их с белым, оранжевым. Закрепление знаний о цвете осуществляла в повседневной деятельности детей, в быту.

    Для развития восприятия формы проводила следующие игры-занятия: "Птички в клетке", "Найди свой домик", "Магазин", "Лото - форма" и другие. Сначала знакомила детей с простыми фигурами: кругом, квадратом, применяя приём сравнения. Затем давала понятия о треугольнике, прямоугольнике, овале. Также давала представления об объёмных геометрических телах: шаре и кубе.

  Для формирования представлений о величине использовала  такие игры как: "Кто выше", "Как звери себе места выбирали", "Кто где спит". Знакомство детей происходило в сравнении предметов следующими способами:

          сравнения предметов практическим способом приложения;

          сравнение резко различающихся по величине пары предметов зрительно;

          используя специальные дидактические игрушки: пирамидки, матрёшки, вкладыши;

          используя дидактические и подвижные игры.

    Изучение пространства и расположение объектов в нём происходило на таких занятиях, как "Принеси и покажи", "Игра с мячом". Также объектами изучения являются знакомые помещения, территория площадки, различные предметы. Давала детям такие понятия, как  далеко и близко; рядом, справа, слева; сверху, снизу, спереди, сзади. Также малышей начинала учить ориентироваться на листе бумаги. Изучение пространства организовывалось различными способами: в ходе наблюдений, при манипуляции с предметами.

    Сенсорное воспитание тесно связано с другими занятиями: ознакомлением с окружающим, конструированием, изобразительной деятельностью, развитием речи, формированию двигательной активности. Я старалась развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.

    Так, например, при ознакомлении с окружающим использовала серию игр с куклами. В гости к детям приходили куклы Катя и Маша. Куклы были разной величины.  Я с детьми приглашала кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Здесь же уточнялись цвета: "Какого цвета кружка у Кати?", "Что ещё есть синего цвета?" По такому же типу строили занятия: "Уложим кукол спать", "Куклы собираются на прогулку" (подбор одежды по размеру), "Купание кукол". Ближе к концу учебного года проводила подобное занятие по сказке "Три медведя". Дети с удовольствием подбирали для медведей стулья, посуду, кроватки. При этом они легко и без ошибок называли размер предметов: большой - поменьше (средний) - самый маленький; маленький,  побольше (средний),  самый большой.

При прохождении темы "Овощи" и "Фрукты" проводила занятия "Наш огород", "В саду ли в огороде". Например, детям предлагала взять две корзины, разные по величине, и отправиться собирать урожай. В большую корзину клали большие овощи, а в маленькую - маленькие. Каждый овощ дети ощупывали, определяли его форму, цвет и размер. В конце занятия пробовали овощи на вкус. После сна, во второй половине дня, ещё раз потрогали овощи руками и затем провели дидактическую игру "Чудесный мешочек". Дети на ощупь определяли, какой взяли овощ. Аналогично проводится занятие с фруктами.

  В процессе конструктивной деятельности совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений.

    Во время выполнения построек продолжала знакомить с объёмными деталями: кубиками, кирпичиками, треугольной призмой. У детей закрепляла знания о том, что у кирпичика есть узкая и широкая стороны. Например, во время постройки заборчика обращала внимание на то, как поставлен кирпичик. Если кирпичик поставить на длинную узкую грань, то он получится низкий. А если на короткую узкую грань - то высокий. На занятиях по конструированию строили башни, дорожки, ворота, скамейки и другое, развивая конструктивные навыки и осуществляя сенсорное развитие детей. Например, при постройке ворот обращала внимание на размер - эти ворота высокие, а эти узкие. При обыгрывании построек дети убеждались, что в низкие ворота машина не проедет, а матрёшка проходит. При постройке башни обращала внимание на то, что если много кубиков поставить друг на друга башня получится высокая, а если мало, то низкая. Предлагала детям построить низкие и высокие башни из кубиков разного цвета.

   Развитие восприятия тесно связано с занятиями по изобразительной деятельности. В рисунке ребёнок учится передавать красочность окружающего мира. Во время занятий изобразительной деятельностью совершенствуются знания о цвете, расположении на листе бумаги, развивается мелкая моторика. С детьми провела следующие занятия по рисованию "Огоньки ночью", "Листочки деревьев", "Апельсин", "Одуванчики и жуки на лугу".

Во время рисования красками одуванчиков учила детей выбирать цвет для передачи специфики хорошо знакомого предмета, выбирать краски двух заданных цветов из четырёх предложенных. Для этого перед каждым ребёнком разместила по четыре розетки с красками, предложила вспомнить и показать, какого цвета одуванчики на лугу и показать краски такого же цвета, затем показать какого цвета видели жука.

     В лепке форму знакомого предметов, выполнять формообразующие движения. Объясняла, что для того чтобы вылепить шарик нужно катать кусочек круговыми движениями, а если хочешь сделать колбаску - то прямыми. Для закрепления приёмов формообразования проводила такие занятия как: "Колобок", "Вишни", "Угощение для зайчат", "Заборчик".

При выполнении с детьми аппликации на тему "Укрась платочек для матрёшки" продолжала знакомить с геометрическими фигурами, учила ритмично располагать на листе бумаги, закрепляла названия цвета.

   Показала детям вырезанные из цветной бумаги треугольники, кружочки, квадраты и предложила свой образец. Объяснила последовательность выполнения работы, обращая внимание на форму, цвет, расположение фигур. Если ребёнок затрудняется назвать какую-либо фигуру, то я называла её сама. В конце занятия хвалила всех детей, говорила, что коврики получились яркими и разными, потому что мы использовали разные фигурки: треугольники и круги, и квадраты.

Также с развитием сенсорного восприятия тесно связано ознакомление детей с окружающим, с природой. Каждый день, выходя на прогулку, обращала внимание детей на то, какого цвета небо, трава, листья на деревьях. Сравнивая кусты и деревья по величине, обращала внимание на то, что деревья высокие, мы не можем дотянуться к веткам, а кустики низкие. Сравнивала деревья по объёму: "Давайте обнимем тополь, Посмотрите какой он толстый, мы все вместе еле-еле его обхватили. А теперь обнимем берёзу. Посмотрите, она тонкая, её смогла обнять одна Настя". Также рассматриваем цветы на клумбе, выясняя и уточняя их цвет. При рассматривании насекомых обращала внимание на их окраску, форму: божья коровка красная и круглая, жучок овальный, а червячки длинные и толстые.

Задачи по сенсорному воспитанию я решала не только на занятиях. Но и в повседневной жизни. В утренние часы, во время приёма детей всегда обращала внимание детей на цвет их одежды и обуви. Когда в группе ещё мало детей проводила индивидуальную работу, предлагая разный дидактический материал для игр: "Мозаика", "Цветные вкладыши", "Геометрические вкладыши", "Найди, чья будка", "Кто большой, кто маленький", "Поймай рыбку".

Во время режимных моментов обращала внимание на цвет полотенец, салфеток, посуды. В сюжетных играх так же обращала внимание на величину, цвет и форму предметов. "В какой кастрюле будем варить суп - большой или маленькой?", "Какого цвета подать тебе шарик?", "По какой дороге поедем - длинной или короткой?" и т.д.

  На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителям этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания.

Для осуществления сенсорного воспитания мной была создана соответствующая развивающая среда, как в групповой комнате, так и на участке. В группе было выделено место, где я поместила дидактический материал и пособия. Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов, «Логические кубы и шары», «Сложи квадрат и круг». В зону сенсорного развития я поместила дидактические игры: "Геометрическое лото", "Цветные варежки", "Посади бабочку на цветок", "Цветная мозаика", "Собери кукол на прогулку" (Приложение Г).

Сделала пособия  своими руками: «Цветные клубочки», «Флажки», «Платочки».

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. Для выявления знаний и представлений родителей о значении сенсорного воспитания проведён опрос "Сенсорное развитие и воспитание дошкольников" (Приложение Д).

    В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение развитию различных видов восприятия. В связи с этим организовала семинар для родителей по данному вопросу, который значительно повысил интерес к развитию у детей восприятия. На стенде постоянно помещались консультации для родителей: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие детей", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей" (Приложение Е, Ж, З).

    Таким образом, в ходе работы по «Развитию умственных способностей у детей раннего возраста через сенсорное воспитание», мной была организована систематическая работа  с детьми, совместно с  их родителями.

Этап третий  - контрольный.

      Для проверки эффективности формирующего этапа моей работы, было проведено контрольное обследование. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования детей раннего возраста.

 Дети на конец  учебного года показали следующие результаты:

Высший уровень – 75% ( 15 детей – постоянно, посещающие детский сад) Средний уровень – 20% (4 ребенка  - реже, посещающие детский сад). Низкий уровень -5% (1 ребенок – часто болеющий ребенок, практически не посещавший детский сад)

Итак, можно смело говорить, о положительной динамики в проведенной мною работе по сенсорному воспитанию в течение всего учебного года в 1младшей группе дошкольного возраста.

Заключение.

     Проделанная работа помогла познакомить детей с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия, научила детей различать цвет, сравнивать предметы по величине, способствовала развитию у детей слухового восприятия, помогла в совершенствовании мелкой моторики рук. Реализованная мной система дала положительный результат: у детей повысился интерес к освоению сенсорных понятий, повысился сам уровень знаний по данному разделу.

Контрольный этап опыта работы позволяет сделать вывод: для формирования сенсорных представлений детей раннего возраста необходимо систематически проводить специально организованные занятия, а также организация содержательной деятельности детей.

   Планомерность и системность в работе - именно при таких условиях складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения. Такая работа повышает сенсорную культуру детей, развивает сенсорное восприятие цвета, формы, величины.

       В новом учебном году с 2013г по 2014г – мной была набрана адаптационная группа детей раннего возраста (2012 года рождения). Где я также продолжаю свою работу по развитию умственных способностей  у детей через сенсорное воспитание.

      Кружковая работа «Лапушка» для детей раннего возраста составлена и разработана мной с учетом возрастных и психолого- физиологических   особенностей данного возраста  и направлена на обогащение сенсорного опыта малышей через продуктивные виды образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

          Да,  в группе раннего возраста с детьми с 1года до 2лет  по Программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой еще нет  целенаправленных занятий по обучающей области  «Художественное творчество».  Это не значит, что малышей не следует знакомить с такими материалами, как, пальчиковая гуашь, тесто, пластилин и различного качества бумага. Те же авторы, в своих отдельных трудах, пишут о нужности и целесообразности таких занятий, разработанных под  дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев.  Известно, что на подушечках наших пальцев расположено самое наибольшее количество рецепторов и большую информацию об окружающем нас мире мы получаем через кожно–механические и двигательные анализаторы. Исходя из этого, считаю востребованной данную кружковую работу самыми маленькими участниками образовательного процесса детского сада.

        Данная работа разработана на вторую половину учебного года

 (2013 - 2014г. с февраля по май включительно).

    Непосредственно образовательная деятельность представлена в дидактических играх и упражнениях с подбором  художественного слова (потешек, коротких стихов, песенок). Работа учитывает такую важную возрастную особенность детей раннего возраста, как не важность результата, а желание действовать с предложенным материалом.

    За основу в разработке кружковой работы взяты труды Дарьи Денисовой «Школа Семи Гномов» и Елены Янушко «Это может ваш малыш».

   На моих игровых занятиях дети рисуют пальчиками и ладошками и даже босыми ножками. Знакомятся с тестом, пластилином. И делают свои первые аппликации без ножниц (техника обрывания бумаги, сжатие ее в комочки).

 Цель кружковой работы:

u  Обогащение сенсорного опыта детей через дидактические игры и упражнения в рисовании, лепке, аппликации в нетрадиционной форме.

 Задачи:

u  Знакомить детей с пальчиковой гуашью, тестом и пластилином, с различной по качеству цветной бумагой.

u  Развивать кинестетическую чувствительность детских пальчиков через рисование, лепку, аппликацию.

u  Расширять запас понимаемых слов и поощрять желание детей повторять за взрослым слова из потешек, стихов.

Дата последнего обновления страницы 17.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения