Группа №3

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад № 5 "Тынденок" города Тынды Амурской области

Группа №3 подготовительная к школе группа"Почемучки"

 

         

              Воспитатель                          Воспитатель                      Младший воспитатель         

           Сушевская                                 Заплитная                                   Лескова

       Ирина Григорьевна              Светлана Лаврентьевна              Алена Викторовна                  


 Ласточка, которая сделала весну.

     Говорят, одна ласточка весны не делает, что это означает?

     Ласточки прилетают из теплых краев весной. Кто – то может увидеть первую ласточку и подумать: «Зачем мне теплая одежда? Уже весна!» И спрячет шубы и шапки в сундук. И вдруг – снова морозы. Так что не стоит спешить, потому что одна ласточка весны не делает. А вот теперь сказочка про ласточку, которая «сделала весну».

     Однажды морозы держались очень долго. Заспалось солнышко за тучами. Уже май на дворе, а почек на деревьях нет. Холодно. Даже снег шел. Все птицы оставались пока в теплых краях. Люди начали впадать в отчаяние: а может весны совсем не будет? Все ходили грустные, с хмурыми лицами. И вот одна ласточка решила прилететь в свой родной край. Будь что будет! Она вернулась домой одна – одинешенька. Летала в холодном небе и щебетала: «Не печальтесь, люди! Придет весна! обязательно придет!». Люди смотрели на ласточку, и лица их светлели: «Придет весна! обязательно придет!».

     Устала ласточка. Пока она летала, ей было не очень холодно. А как только садилась на минутку отдохнуть, так сразу замерзала. Все труднее ей было подниматься в воздух, все труднее щебетать. Но вот щебетанье ласточки долетело до солнышка. Проснулось оно, засовестилось: «Как я могло так долго спать?». И протянуло свои горячие лучи к холодной земле. Раскрылись почки, выглянула на белый свет зеленая травка. Прилетели из теплых краев птицы. Обрадовались люди: «Весна!».

     Никто уже не помнит про первую ласточку, которая «сделала весну». Да она и сама не считала, что сделала что – то необыкновенное. Строила себе гнездышко под крышей и спешила вывести птенцов.

     Хочешь стать такой ласточкой? Хочешь «сделать весну?». Не жди, когда кто – нибудь начнет какое – нибудь интересное дело. Принимайся за работу сам. Вскопай во дворе грядку, посади цветы. Собери вокруг себя соседских малышей и научи играм, которые придумаешь сам. Ты же выдумщик? А выдумщик – это тот, кто «делает весну!»

Первые дни весны.

     У славян был особый бог – посвист, призывающий на землю весну. Дети отыскивали первые проталины и окликали весну: «Приди, солнышко, к нашим окошечкам». Считалось, что даже кикиморы лесные в этот день делаются смирными и ручными. Кикиморами на Руси называли домашних духов, представляя их в образе маленьких женщин.

     Встречу весны всегда праздновали в марте, и детям отводилась на этом празднике очень важная роль. Именно дети выходили кликать, звать Весну красну. В этот день праздника мамы и бабушки радовали ребят особыми крендельками и плюшками: куликами и жаворонками из румяного теста. Дети выбегали со своими сладкими птицами на улицу, подбрасывали их повыше к солнышку и пели песни веснянки. В них они просили птиц прилететь и принести с собой тепло и ключи от Весны.

     С первыми днями весны к нам приходит особенный праздник – 8 марта, день всех бабушек, мам, девочек. В этот день дарят красивые подарки, цветы, устраивают праздничные выступления.

     

     

     

 

 

 Подготовка обучению грамоте

   Наши будущие  первоклассники на занятиях по обучению грамоте овладевают  рядом полезных умений, приобретают полезные практические навыки и знания для дальнейшего успешного обучения в школе.

     Ребята учатся складывать слоги в слова, слова в предложения и далее в текст.

Педагог помогает воспитанникам максимально развить фонематический слух и приобрести способность сопоставлять графический образ (слово) с его произношением. Звуковой анализ слов – как один из обучающих приёмов на занятиях по обучению грамотности, с использованием фишек разного цвета (красный – гласный звук; синий – твердый согласный звук; зеленый – мягкий согласный звук).

       Изучая с детьми новую букву, педагог предлагает ее раскрасить, напечатать, тем самым развивая у воспитанников мелкую моторику рук, ориентацию на листе бумаге, умение правильно держать карандаш.

      Основой обучения грамотности  в детском саду  является всестороннее развитие ребёнка.

Тот, кто связно строит устную речь, хорошо владеет графомоторными навыками, достаточно развил фонетический слух и, главное, обладает сильной положительной мотивацией к обретению новых знаний и совершенствованию коммуникативных способностей, станет успешным первоклассником.

            

           

«Что такое осень?».

     Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора –

     Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…

     Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все – простор везде –

     Лишь паутины тонкий волос блести на праздной борозде.

     Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

     Но далеко еще до первых зимних бурь –

     И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле…   (Ф. Тютчев).

     Что такое осень? Это радость и печаль, солнце и непогода, дождь и иногда снег. Но каждое время года прекрасно по – своему. Осень мы любим за ее яркость – она украшает деревья в разные цвета: желтые, оранжевые, багровые, красные. Поэтом у осень называют золотой порой. Каждый по – своему представляет и чувствует осень. Когда идет дождь, воздух становится чистым, свежим. В это время чувствуешь себя спокойно, умиротворенно. Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощь звуков передают характер осени и свое отношение к ней. Некоторые музыкальные произведения передают печаль об уходящем лете, другие – сожаления об увядающей природе, а некоторые передают красоту осенней природы. Слушая такие произведения, мы можем мысленно перенестись к поникшей березке. Из своего окна мы можем видеть краски поздней осени. Но это всего лишь миг – короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим и грустную березку, и пожухлую траву, и землю после дождя; а завтра всего этого может и не быть – выпадет снег, и природа укроется снежным белым покрывалом на долгие месяцы, до прихода весны. Но мы не будем грустить об уходящей осени, потому что осень радует нас еще последними теплыми деньками, теплым солнышком.

     

 

 

«Чем пахнет лето?»

Земляника пахнет летом, липа – пчелами и медом.

Пух одуванчика- теплым ветром,

Кувшинка – омутом, темными водами.

Пахнет орешник белкой пугливой.

Пахнет тропинка жгучей крапивой.

Дуб – Лукоморьем и сказками Пушкина.

Бочка – тиной, дождем и лягушками.

Чай пахнет мятой и черной смородиной,

Пахнет глубокой водою колодезной,

Солнцем ленивым и янтарем…

Чай на крылечке мы вечером пьем.

     Весна незаметно переходит в лето. Чем же характеризуется этот замечательный период года? Прежде всего – это самое теплое время года. Солнце светит ярко и хорошо согревает землю своими лучами. Кроме света и тепла, лето приносит с собой грозовые дожди и радугу. С изменениями в неживой природе тесно связаны и изменения в живой природе. Каждый летний месяц, как и остальные месяцы ода, имеет свое название в народном календаре. На деревьях, пора цветения которых прошла еще весной, созревают плоды. А вот лип только начинает цвести, потому что период цветения липы наступает, когда листья уже раскрыты полностью. На сказочный аромат цветущей липы слетаются насекомые – пчелы, осы, шмели. Кроме цветения, в середине лета многие растения начинают плодоносить. Кстати, любопытный факт был замечен в связи с поспеванием ягод черники. Все знают, что в середине мая – начале июня в лесу можно услышать голос кукушки. Но как только созреваю ягоды черники, она прекращает петь. на самом деле, кукушка прекращает петь вовсе не из – за этого. Просто заканчивается период ухаживания самца (а кукует самец). В произведениях искусства лето изображали как яркий, пестрый период времени года. Будьте природе настоящими друзьями! Учитесь наблюдать. И тогда вам откроет свои тайны луг, позовет на отдых старый пруд, пригласит полакомиться ягодами и грибами лес.

  Первая улыбка весны.

     Как мы узнаем о том, что пришла весна? Еще сугробы лежат, да и солнце не очень балует, а мы уже предчувствуем, что скоро будет тепло, растает снег, зазвенит капель и медленно, с трудом, но обязательно пробьются сквозь мерзлую землю отважные первоцветы – подснежники, мать – и мачеха, примулы… Да, все это приметы весны, но еще одну мы забыли – улыбки. Весной люди улыбаются чаще: теплому лучику солнца, мартовскому свежему ветерку, первому весеннему дождику и… детям, которых сразу становится много во дворах и скверах.

Месяц март. Число восьмое. Нет нам с папою покоя.

Что же маме подарить? Что на праздник ей купить?

Мы купили ей конфет и подснежников букет.

Мы пришли домой с букетом, мы смеялись, пили чай,

Вместе с мамою конфеты мы поели невзначай.

А потом посуды груду перемыли мы втроем.

Перемыли всю посуду и натерли пол потом.

Мама вечером сказала:

- Я нисколько не устала, так сегодня мало дела!

Простоя помолодела. Вот событие какое!

Вот событие какое! Мне сегодня повезло.

Жаль, что завтра не восьмое, а девятое число.

Мы ответили ей прямо:

- Нам помочь тебе не лень, мы согласны,

Чтобы мама молодела каждый день.

 

 

Золотая хохлома.

Стоит студеная зима, снежинки крутит буйный ветер.

А солнечная хохлома напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома, невесел минусовый градус.

Но сохраняет Хохлома в рюмашках, в ложках, в плошках – радость!

Ладья. Цветущий хвост – корма, нос – петушиная головка.

Плывет по лету Хохлома, расписанная ловко.

Бочонок солнечен весьма, на нем цветы и земляника –

Семеновская Хохлома вся золотиста – краснолика.

В тарелочках не полутьма. Не сумрак в вазах и солонках, -

Напоминает Хохлома родную, милую сторонку.

 

     Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи. их отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы. В основном посуда, после специальной обработки расписывают растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаливают в специальной печи. Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым. Используются несколько типов росписи: травка, ягодка, яблочко, листик, виноград. Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким – то радостным светом, по – праздничному красива. Внимательно посмотрите на предметы, расписанные узором хохломской росписи. Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку птица – золотое перо. Начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев. Существует легенда: «Давным – давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил. Стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как - то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой». Была и еще одна история в селе Хохлома: «Жил мужичок, у которого большого богатства не было. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как – то спросил один барин:   «Что же ты так хвалишь свое искусство?»  А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».   И правда, опустишь в воду – не тонет, а когда проходит специальную обработку в жаркой печи не горит. Вот так и прославился матер в селе Хохлома, и сейчас его помнят».

     На самом деле вырезанную покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. Главный элемент росписи – травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы – все это символы счастливой жизни. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.

  

Игровой набор «Дары Фрёбеля».

     Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметов – посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба. Цилиндра. Всего Фрёбель разработал шесть «даров». Первый «дар» - цветные мячики (цветов радуги и белый) – помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» – шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы)- знакомит с геометрическими телами. Остальные четыре «дара» - куб. деленный на мелкие части (кубики, 3- и 4-гранные призмы) – даю представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствую развитию конструирования. Заимствованная у Песталоцци идея «даров» окутана Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок, по мнению Фрёбеля, подводится к пониманию единства и многообразия мира, к его основе – божественному началу. Мяч – первая игрушка – выражает покой и движение, способствует познанию ребенком единства всего существующего. Куб – символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, деленный на части). Можно не принимать частности мировоззренческой системы Фрёбеля, но нельзя не согласиться с тем, как он организовал игру ребенка. Основные принципы педагогики Фрёбеля и его подходы к системе создания образовательных средств впоследствии были взяты на вооружение и развиты в различных авторских педагогических системах. Многие известные зарубежные и отечественны педагоги – практики использовали идеи Ф. Фрёбеля в своих педагогических концепциях: М. Монтессори. Р. Штейнер (Вальдофская педагогика), С. Френе. Л. Малагуцци, развивающая система Никитиных, теория развивающего обучения б.Д. Эльконина – В.В. Давыдова. Это – с одной стороны. С другой стороны, последователи идей Фрёбель – педагогики развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров». В настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей. Но надо иметь в виду, что предлагаемый игровой набор «Дары Фрёбеля» не является точным воспроизведением комплекта его «даров». 

 

Про братьев Морозов.

     Далеко – далеко на севере, на самой макушке Земли, там, где снеговая шапка покрывает земной шар, в сверкающей ледяной красотой тереме жила семья Морозов. Глава семьи – Мороз Морозович зимой много работал: укрывал толстым слоем снега землю, улицы, дома, заковывал в лед реки и озера, украшал снежной мишурой деревья и кустарники. Летом Мороз Морозович, закутавшись в огромную шубу, подолгу сидел в кресле – качалке, набирался сил и наслаждался тишиной и покоем своего всегда заснеженного сада. Жена его – Морозиха Морозьевна не знала отдыха ни зимой, ни летом. Круглый год она следила за чистотой и порядком в ледовом тереме, готовила пищу, вышивала серебристые снежинки на кафтанах мужа и сыновей. Но главной ее заботой было обучение детей. Морозило и Морозец так их звали, доставляли немало хлопот. Как чему научатся, тотчас на деле проверяют. То играющих на улице детей за щеки и носы щипают, то снег с полей ветром сдуваю, то всю воду в реке в лед превратят.

     Как – то отправились Морозило с Морозцем в дальние леса – воздух морозить, землю снегом покрывать. Примчались в лесную чащу. Тихо кругом: ни крика, ни писка, ни шороха. Все замерло до весны. Значит, никто не пострадает. «Давай, начинай дуть», - скомандовал старший брат младшему. Набрал Морозец за щеки побольше воздуха и дунул изо всех сил. Вмиг похолодало. Воздух стал чистым, морозным. Крохотные частички воды не успев собраться в большие дождевые капли, оседали на пылинках и превращались в тонкие снежинки. Бесшумно кружась в каком – то легком танце, они слипались в снежные хлопья и тихо падали на землю. «Думаю, я посильнее тебя буду», - похвастался Морозило. Набрал за румяные щеки столько воздух, что они чуть не лопнули, и выдохнул его весь разом. Снежные хлопья резким ветром обдуло, подравняло, пригладило. И вот уже не пушистый, легкий снег, а твердые, крепкие, словно крупа, шарики сыплются с неба. Вскоре от лютого холода лучики снежинок стали отламываться и «иголками» стали падать на землю.

Кругом глубокие снега, куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга. Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом, застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром. Вы узнаете зиму?

 

 Осеннее развлечение «Волшебный сундучок».

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень, как мы потрудились,

Как все лето в поле не ленились?

Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Соком спелых яблок налитая,

В огороде тоже все в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много меда в домиках пчелиных.

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем!

     В старину на Руси наши предки справляли праздник, который назывался Осенины, посвященный собранному урожаю и семейному благополучию. Начинался праздник 14 сентября - это первые Осенины. К этому времени завершаются все огородные работы. Вторые Осенины праздновали 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. 27 сентября – третьи Осенины. В этот день начиналась одна из самых важных работ – рубка и засолка капусты. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем.

        

 "Золотая осень"

 Осень наступает после лета. Начало осени – «ранняя осень». Дни становятся короче, а ночи длиннее. Становится прохладнее. На небе появляются низкие серые облака, идет холодный мелкий дождь. В середине сентября ненадолго возвращается летнее тепло – «бабье лето». В конце сентября наступает «золотая осень». Теплые солнечные дни чередуются с холодными, пасмурными. Глубокой осенью солнце светит редко, часто идут дожди. Дуют холодные ветры.  Листья на деревьях и кустарниках становятся желтыми, красными, малиновыми, бурыми. На многих деревьях появляются плоды с семенами. Весной из семян вырастут новые деревья. Звери и птицы помогают распространению семян. Запасливые белки и мыши переносят желуди и орехи, а потерянные ими плоды прорастают; семена клена и ясеня имеют «крылышки» и переносятся ветром. Начинается листопад. К концу осени все деревья сбрасывают листву. Деревья отдыхают. Остаются зелеными лишь ели да сосны. Животные готовятся к зиме. Улетают перелетные птицы. Прячутся насекомые. Белка и заяц меняют окраску шерсти на «зимнюю» и приобретают теплый, пушистый мех. Медведь и еж впадают в спячку.

Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимость охранять ее.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрытые небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

 Игровой набор «Дары Фрёбеля».

     Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, В.С. Мухина и др.). Более того, Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но и пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношения действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…». Таким образом, игра в дошкольном возрасте является основой для возможности полноценного развития учебной деятельности в школьном возрасте.

     Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель.

     «Игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее, отец! Игры этого возраста суть как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве. Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе». В этих словах Фрёбеля с классической ясностью сформировано отношение к игре и с точки зрения современной педагогики. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенно смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику.

     Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе подхода к выбору предметов – посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фрёбель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Всего Фрёбель разработал шесть «даров». Можно не принимать частности мировоззренческой системы Фрёбеля, но нельзя не согласиться с тем, как организовал Фрёбель игру ребенка.

Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова. А.В. Соколова.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании

Мир комнатных растений

     Цели занятия: расширять и уточнять представление о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков, с некоторыми способами вегетативного размножения (черенки, листья, усы); воспитывать желание ухаживать за растениями.

     Многие растения выращивают только в помещениях потому, что родина большинства из них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они могут погибнуть. Растениям нужна вода – поэтому комнатные растения надо регулярно поливать. Растениям нужна почва – поэтому растения растут в горшках с землей. Комнатные растения ставят только в те места, где есть свет, потому что в темноте они не будут расти, они погибнут. Чтобы воздух попадал к корням растений, нужно рыхлить почву, протирать горшки, мыть поддоны. А еще регулярно надо протирать толстые гладкие листья растений влажной тряпочкой, тонкие гладкие – сухой, мелкие – опрыскивать пульверизатором. Комнатным растениям нужна и чистота, поэтому их надо мыть. Растения ставят в тазик, землю закрывают целлофаном. Моют растения, поливая теплой водой, вытирая каждый листик. Кожистые листья моют мыльной водой и ополаскивают. Стараются, чтобы мыльная вода не попала на землю – корни мыла не выносят. После такой бани растения сразу позеленеют, похорошеют.

     Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

     Очищают воздух, создают уют,

     На окнах зеленеют, круглый год цветут. (Комнатные растения).

     На окне зимой и летом вечно зелен и красив,

     Ярко – красным цветом горит нежно… (бальзамин).

                                                                                     

 

Первая улыбка весны.

     Как мы узнаем о том, что пришла весна? Еще сугробы лежат, да и солнце не очень балует, а мы уже предчувствуем, что скоро будет тепло, растает снег, зазвенит капель и медленно, с трудом, но обязательно пробьются сквозь мерзлую землю отважные первоцветы – подснежники, мать – и – мачеха, примулы… И начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых, испугалась зима и сдалась. Да, все это приметы весны, но еще одну забыли – улыбки. Весной люди улыбаются чаще: теплому лучику солнца, мартовскому свежему ветерку, первому весеннему дождику. А «Среди городской суеты на бульварах продают мимозу…». Эти строчки Маргариты Алигер еще раз напоминают нам о весне, о том ее неуловимом запахе, что витает в воздухе в начале марта, запахе мимозы. По преданию любимым цветком красавицы Нефертити была мимоза. Не только ей. Но и современным женщинам доставляют радость эти теплые солнечные пушистые цветы. С наступлением весны приходит первый праздник – 8 марта. В этот день принято дарить женщинам улыбки, цветы, говорить комплименты.

Солнце светит сильно – сильно,

Снег сияет, солнцу рад.

Это – сине – сине – сине –

Синеглазо рыжий март

Нашу маму отыскал,

Телеграмму ей прислал:

ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С ВЕСНОЮ

ТЧК ГОЛУБЕЗНОЮ

ТЧК ГЛЯЖУ НА ВАС

ОТВЕСТИ НЕ В СИЛАХ ГЛАЗ.

                  Значение конструирования в гармоничном развитии детей.

     Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, различных видов конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

     В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

 Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).

     В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

     В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, транспорт, мосты и др. общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей. Части различаются по форме, величине и отделки. Форма и величина частей различная, однако основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости – зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

     

     

     

     

Дымковская слобода   

Посмотри, как хороша

Эта девица – душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

     Чем прославилась Дымковская слобода? В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Основана она еще при великом князе Московском Иване, который объединил русские земли вокруг Москвы. Слободчанам приходилось много работать, как и остальным жителям Руси, они занимались рыболовством, делали глиняные грузила для сетей и глиняные игрушки. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном празднике, называвшимся когда –то Свистопляской, позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Позже между рамами.

     Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Чем она отличается от других игрушек? Прежде всего, снежной белизной фона, по которому написан простой геометрический узор: кружки, точки, полоски. Мастера используют краски яркие, праздничные. Они любят насыщенный цвет: красно – алый, малиновый, синий, золотисто – желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, звере, людей, то можно ясно увидеть, как мастер использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барышень. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться, если гриву упустил. (А. Дьяков).

     

     

Осень

 

     Березы желтою резьбой

     Блестят в лазури голубой,

     Как вышки, елочки темнеют,

     А между кленами синеют

     То там, то здесь в листве сквозной

     Просветы в небо, как оконца.

     Лес пахнет дубом и сосной,

     За лето высох он от солнца,

     И Осень тихою вдовой

     Вступает в пестрый терем свой. (И. Бунин).

     Когда пасмурно, идет дождь, воздух чистый, свежий. В это время чувствуешь себя спокойно, умиротворенно. Каждый по – своему представляет и чувствует осень. Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощью звуков передают характер осени и свое отношение к ней. Если внимательно слушать музыку, то можно услышать в ней сожаление об увядающей природе, о расставании с уходящим летом. Существуют и народные приметы: если осиновый лист ляжет на землю верхней стороной, то будет холодная зима, если нижней, то теплая. Еще говорят : «Осень – на дню погод восемь». Немногим нравится поздняя осень. Природа в дни поздней осени находится в задумчивости, она готовится к отдыху, будто объявляет всему живому: «Готовьтесь: за мной идет зима».

  

 

     

 

 

Лето

      Сколько солнца! Сколько света!

     Сколько зелени кругом!

     Что же это? Это ЛЕТО

     Наконец спешит к нам в дом.

     Сколько солнца! Сколько света!

     Как прекрасен летний зной!

     Вот бы сделать так, что лето

     Было целый год со мной!

     Лето! Ах, лето! Ученые считают, что лето начинается 22 июня, в день летнего солнцестояния, когда Солнце выше всего поднимается над горизонтом. Лето делится на три периода:

     Первый период – начало лета – связывается с цветением шиповника и мелколистной липы. В средней полосе России началом лета считается период цветения сирени – как только отцветает сирень, начинается лето.

     Второй период – полное (красное) лето – начинается, когда созревает черника и садовая земляника.

     Третий период – спад лета – связывается с созреванием ржи.

     Чем же характеризуется этот замечательный период года? Прежде всего – это самое теплое время года. Солнце светит ярко и хорошо согревает землю своими лучами. Дни в этот период самые длинные, а ночи самые короткие. Кроме света и тепла, лето приносит с собой грозовые дожди, радугу. С изменениями в неживой природе тесно связаны и изменения в живой природе. Каждый летний месяц, как и остальные месяцы года, имеет свое название в народном календаре. Он имеет свой характер, который проявляется в изменениях живой и неживой природы и выражается в названии месяца. Большинство народных названий месяцев очень метки и точны. Период летнего цветения называют разнотравье или цветотравье.

     В произведениях искусства лето обычно изображают как яркий, пестрый период времени года. Художники часто изображают лето на своих полотнах.

     А что бы природа всегда нас радовала своими красками, нужно помнить о правилах поведения в природе. Будем природе настоящими друзьями! И тогда нам откроет свои тайны луг, позовет на отдых старый пруд, пригласит полакомиться ягодами и грибами лес.

     

     

День космонавтики

После старта Ю.А. Гагарина прошло много лет, за это время многое изменилось в космонавтике: и техника тала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными, а на орбиту одновременно могут отправиться сразу несколько человек. Теперь работы в космосе длятся по 2-3 месяца. Люди успели привыкнуть к профессии космонавта, как привыкли к профессиям машиниста, капитана, пилота. Да и самих космонавтов становится все больше и больше. И сейчас, в эти минуты, где – то далеко – далеко в космическом пространстве, высоко – высоко над нашими головами космонавты несут свою важную и трудную вахту. Но начиналось все это 12 апреля 1961 года. Этот день – самый важный в истории космонавтики. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос стали летать международные экипажи. Совместно с российскими космонавтами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, Германии, Венгрии, Франции, Монголии, кубы, Индии. Всего более 30 стран. Интересно, а мы можем стать такими, как Гагарин? Конечно, но для этого мы должны быть здоровыми и воспитывать в себе силу воли, дисциплинированность, собранность, ответственность, внимательность, находчивость, трудолюбие.

Чтоб к неведомым далям стремиться,

Чтобы космос себе подчинить,

Надо много работать и много учиться.

Надо честно, по совести жить.

     

     

     

Масленица 

На вопрос, что такое масленица, каждый наверняка ответит: «Это блины». Так оно и есть, но не только. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Это праздник прощания с зимой и встречи весны – один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особым размахом. Проводам Зимы и встрече Весны придавалось важное значение. Даже было убеждение, что не потешить Масленицу – «значит жить в горькой беде и жизнь худо кончится». Народ любил его и величал ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «переберуха», «ясочка».

     Вся неделя празднования Масленицы именовалась мясопуст, то есть полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым дням Великого поста, который последует сразу за масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди еще в старину нашли выход: нельзя есть мясо, но ведь существует молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название «сырная неделя». Кроме того не воспрещается и рыба.

     Главным атрибутом этого праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорки такие были: «Без блина, не маслена, без пирога – не именинник». «Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

     Издавна ложился порядок провожания Масленицы. Смена забав в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.

     Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна.

     Вторник – заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест. В самый лютый мороз девушки без рукавичек с горок катались, а будущие свекрови себе невесток выбирали: та, у которой руки теплые, доброй хозяйкой будет. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и Масленичным дедом.

     Среда – лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же. Прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

     Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце.

     Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

     Суббота – золовкины посиделки:  молодые невестки принимали у себя родных.

     Воскресенье - это проводы, прощенный день, которым завершается масленичный цикл. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение год обиды. Это был день очищения и объединения людей.

     В воскресенье «сударыню Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые вели Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал «масленичный проезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивали большой костер. Зажигая ритуальный огонь в честь набирающего силу солнца, люди стремились приблизить огонь к солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорить наступление весны. Давали чучелу масленицы блин, и «сударыня Масленица» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори блин, гори, масленица!». Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. Люди отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В то же время стужу гнали прочь, с нетерпением ожидая весны.

     

     

"Оригами" 

     Оригами – увлекательнейшее занятие не только для детей, но и для подростков и взрослых! В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик! Сколько радости, сколько восторга! Ни в чем не сравнимо чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, ее бережно хранят! Холодные покупные куклы лежат, скучая, а бумажный самурай приобретает новых и новых друзей! Прыгающие лягушки, надувные шарики, коробочки для всевозможных мелочей, изящно сложенные салфетки для праздничного стола – мир оригами бесконечен! Бумага – благодатный материал. Ее легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить, а если слегка подмочить – возникнет бумажная скульптура.

     Оригами – искусство превращения простого листа бумаги в игрушку. А волшебник – ты! Вообще – то оригами делает волшебниками всех, кто прикоснется к нему. Покажи первую игрушку маме, вторую модель сделайте вместе – и вот в семье уже два волшебника! Необычные чувства вызывает сложенная своими руками фигурка. И это чувство единения со своим малышом, который уже со второго раза полноправно сотрудничает с вами! Самое важное, о чем стоить помнить всегда: поддержите ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним!

     

     

     

"Новый год"

     Новый Год – волшебный праздник! Только в Новый Год происходят чудеса – чудесные: оживают звери, птицы, необыкновенные лесные жители – Баба Яга, Леший, к ним присоединяется Кощей Бессмертный, ведь одному встречать праздник скучно. Сначала они злые и коварные, но с появлением Деда Мороза они становятся добрей, у них появляется желание совершать хорошие поступки.

     А хотите знать, откуда появился Дед Мороз? Тогда вот вам сказка.

     «У Дедов Морозов своя страна. Даже облака в ней дрожат от холода. Самые разные Деды Морозы живут в той стране: и старые, и молодые. Бабушка Зима рассыпает льдинки по снегу и каждую накрывает шапкой. Утром из льдинки вырастает Дед Мороз. Три дня бабушка Зима держит их в доме и кормит снежками, ждет, когда у них отрастут усы и белые бороды. А потом отпускает их. Деды Морозы очень похожи друг на друга, хотя зовут их по – разному. Всех их объединяет одно – они приносят радость людям, дарят чудеса и сюрпризы. Дети и взрослые в разных странах с нетерпением ждут встречи с ними». Это лишь сказка. Хотите верьте, а хотите нет.

     Новый год слетает с неба, или из лесу идет,

     Или из сугроба снега вылезает Новый год?

     Он, наверно, жил снежинкой на какой – нибудь звезде

     Или прятался пушинкой у мороза в бороде…

     Может влез он в холодильник, или белочке в дупло,

     Или в старенький будильник он забрался под стекло?

     Но всегда бывает чудо: на часах двенадцать бьет –

     И неведомо откуда к нам приходит Новый год!

     

     

                            

«Снеговик»

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную лепили.

Улыбаясь, как живая,

В парке, а тишине,

Встала баба снеговая

В белом зипуне.

Вот и наступила зима, выпало много снега, пришло время лепить снеговиков!

В нашей группе прошло занятие по рисованию «Снеговик».

Задачами занятия было:

• Упражнять детей в рисовании предметов круглых форм, упражнять в умении сравнивать предметы по величине.

• Закрепить навыки закрашивания круглой формы, повторяя очертания нарисованной фигуры, закрепить знание геометрических форм.

•Закреплять у детей представление о снеговике, полученные в результате собственных наблюдений и на занятиях лепкой и аппликацией.

•Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, творческое воображение, мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, речь.

•Воспитывать аккуратность, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу.

Малыши с удовольствием выполнили работу, снеговики получились разные:  веселые и грустные, задумчивые и игривые.

   

 

«День матери»

На свете добрых слов

Живет немало,

Но всех добрее и нежней одно –

Из двух слогов

Простое слово «ма –ма»

И нету слов роднее, чем оно!

Воспитанники группы «Почемучки» поздравляют всех мам с праздником – Днем матери!

     

     

                                              

Первые шаги в освоении ИКТ детей из группы «Почемучки». Почему на телевизоре, который у нас в группе можно рисовать пальцем, а дома так не получается? Как сделать рисунок разного цвета? Такие вопросы задавали дети во время работы на интерактивной доске.

     

     

Дата последнего обновления страницы 19.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения