Фольклор в детском саду
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре». Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту». Я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Все мы обращаем внимание, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом веке, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой».
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Сейчас все умеют читать и писать. Книга стала постоянным спутником, другом человека. И с устным народным творчеством мы знакомимся чаще через печатное слово, чем через устное. И мы часто просто не замечаем, что устное народное творчество продолжает жить с нами совсем рядом. Что вчера во дворе прозвучала какая-то новая считалка, что соседские мальчишки играют в какую-то новую игру, что одна девочка взяла, да и переделала по0своему слова знакомой песни. А ведь все это настоящее творчество, творчество для всех, где для автора главное – создавать что-то новое, нужное, интересное.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:
· Потешки – игры взрослого с ребенком;
· Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;
· Заклички – обращения к явлениям природы;
· Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным;
· Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей;
· Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной речи;
· Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны поведения ребенка;
· Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки,которые своей необычностью веселят детей;
· Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- В приобщении детей к русской национальной культуре;
- В непосредственно образовательной деятельности;
- В беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.
Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простые попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре используем припевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики,
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок,
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем разные движения кистями рук.
Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показываем сначала одну руку, с растопыренными пальуами, затем другую)
Все каши просят,
Все криком кричат.
(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову покачать ею)
Акулька – в люльке,
Аленка – в пеленке,
Аринка – в перинке,
Степан – на печке,
Иван – на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца).
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла.
И в ямку – бух!
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Большое место отвожу шуткам, веселью. Для этого применяю докучные сказки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:
- Здорово, кума!
- На рынке была.
- Никак, ты, кума, глуха?
- купила курицу да петуха!
- Прощай, кума!
- Пять алтын дала.
На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Например, игра-инсценировка «Теремок», которую дети разыграли, как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по-подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и неудачи. В таких случаях дети учатся более доброжелательно относиться друг к другу.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. К. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.