Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение детский сад № 10 «Теремок» г. Тында Амурской области
Конспект НОД по теме:
«Буквенные сказки»
Предварительная работа:
Совместно с родителями сделать поделку полюбившейся буквы русского алфавита, сочинить сказку про нее.
Задачи:
Развиваем фантазию у детей, развиваем связную речь у детей старшего дошкольного возраста; воспитываем любовь к русской речи, к русскому алфавиту; развиваем мышление и память у детей.
Материал: Буквы русского алфавита, сделанные руками детей и их родителей.
Ход занятия:
Вед.: здравствуйте, ребята. Знаете куда вы попали? А попали вы в волшебную страну. Если вы отгадаете загадку, то поймете, о ком пойдет сегодня речь.
На странице букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей. (Буквы).
Вед.: отгадали, о ком пойдет речь?
Дети: О буквах!
Вед.: Правильно, о буквах. Ребята, скажите, а вам интересно знакомиться с новыми буквами?
Дети: да!
Вед.: Очень хорошо. Всем ребятам вашего возраста интересны буквы. Но часто случается так, что после первого знакомства интерес пропадает, названия букв не запоминаются. Что же делать? Думали мы думали и придумали. Чтобы буквы стали нашим ребятишкам понятней и доступней, мы решили придумать про них сказки и даже рассказать стихотворения, чтобы лучше запоминались.
Итак, слушайте…
Сказка добрая живет.
Тебя за руку ведет.
И расскажет, и научит,
И нисколько не наскучит.
Давным-давно жили-были, да и сейчас живут в одном городе буквы. Сейчас у них и имена есть, а раньше не было. А как появились у них имена, вы сейчас узнаете. Сказки про буквы вам расскажут наши дети, которые и смастерили вместе с родителями полюбившуюся букву.
Маша С.: отгадайте, ребята, про какую букву сейчас пойдет речь?
Два столба наискосок,
Между ними поясок. (Буква А)
Сказка о том, как буква «А» перестала падать.
Настя З.: жила-была на свете буква. У нее были две прямые и длинные ноги. Буква любила ходить по дорожкам. Только одна беда была у этой буквы: ее длинные ноги все время раздвигались и расползались в разные стороны. Она все время падала и плакала: «А-а-а!». Буква не
знала, что и делать. Думала она, думала и придумала. Взяла и завязала поясок, и тут же ноги перестали разъезжаться. «А-а-а!» - обрадовалась буква. С тех пор ее стали звать: буква А.
Сказка о букве с вредным и ворчливым характером.
Андрей б.: жила-была буква. У нее был толстый животик, на голове кепка с козырьком и очень тяжелый характер, она всем была недовольна. Все время бубнила и бубнила: «Бу-бу-бу-бу».
Из-за своего характера она растеряла своих друзей. А знакомые называли ее загадочно – буква Б. Как ты думаешь, почему?
Сказка о двух буквах – сестричках:
Настя К.: Жили в маленьком уютном домике две сестрички-близняшки. Очень они были похожи друг на друга. И чтобы их не путали, одна сестричка все время повязывала себе на голову бантик. Они были дружные и почти никогда не спорили. Только в одном не могли согласиться друг с другом. Возле их дома росло высокое дерево. Одна сестричка называла его Елью, а другая Ёлкой. Они даже поспорили об этом. Поэтому и имена свои получили: буква Е и буква Ё.
Сейчас я расскажу вам про веселую букву «Д».
Жила в городе Букв одна буква. Была она очень сильной и большой, потому что занималась спортом. Из-за этого у нее была широкая прямоугольная спина и широко расставленные ножки. Да и характер у нее был прекрасный: веселый и добрый. Она сразу со всеми соглашалась. Предлагали ей друзья:
- Пойдем погуляем.
Буква весело топала ножками и, соглашаясь, кричала:
- Да! Да! Да!
Она кричала так весело и громко, что всем слышалось:
- Д!Д!Д!
Так ее и назвали: буква Д.
Буква Ж.
А еще в городе жила смешная буква, которая называла себя жуком. Все удивлялись:
- Почему ты так себя называешь?
- Потому что я черная, у меня 6 ножек, как у жука. Да и жужжать я умею:
- Ж-ж-ж-ж!
Посовещались все буквы и решили:
- Ты, конечно не жук, но жужжать ты умеешь прекрасно! Поэтому мы будем тебя называть буквой Ж.
Сказка про красивую букву.
Ксюша Р.: однажды в город Букв пришла незнакомка. Все буквы подбежали к ней, стали спрашивать, как ее зовут. А она предложила им самим дать ей имя. Тогда буквы стали ее спрашивать:
- Что ты любишь больше всего?
- Конфеты, котлеты, клубнику.
- что ты любишь делать больше всего?
- Кушать, красить, купаться.
- А мы знаем!- закричали буквы, - ты буква К!
Буква подняла вверх левую ручку, отставила в сторону ножку и сказала:
- Конечно! Какая я красавица!
Сказка про букву М.
Влад: Стояла как-то буква П на огороде, прилетела ворона и села на перекладину – верхнюю палочку. Ворона была большая и тяжелая, поэтому перекладина и переломилась.
- М-м-м! – промычали все буквы, и решили не чинить бедняжку, а новую букву так и назвали: буква М.
Сказка про добрую букву Н.
Санан: жила-была буква. Была она добрая, веселая, всем раздавала подарки: ножницы, нитки, насос, носки… у нее для этих вещей даже полочка была как раз посередине. И всем-всем она говорила:
- На! На!
Так и прозвали ее буквы: буква НА! Прошло время, буква А из имени потерялась, имя стало коротеньким: буква Н.
Сказка про букву П.
Леша: стал Мишка – медведь строить ворота, принес бревна, тяжелые-претяжелые. Пока нес, устал и пыхтел: «П! П! П!» Вкопал бревна в землю. Пока работал, все пыхтел: «П!П!П!»
Потом прибил к бревнам сверху доску. Пока прибивал, очень устал и еще сильнее запыхтел: «П! П! П!»
Посмотрел на свою работу и сказал: «Это не ворота, а настоящая буква П».
Сказка про странную букву.
Руслан: Как то на прогулке буквы встретили странное существо. У него было тонкое тело и большая гоова. Это существо не умело разговаривать, только рычало: «Р-р-р!» Буквы его пожалели, взяли с собой и стали звать буквой Р.
Сказка про букву Л.
Артем: буква Л любила танцевать. Она очень хорошо танцевала, ведь у нее были длинные ноги. Когда она танцевала, то напевала: Ля- Ля- Ля!
И имя у нее было подходящее - буква Л.
Андрей расскажет нам стихотворение о букве О,
Андрей О.: буква О – круглая красавица, всем ребятам в детсаду, эта буква нравится!
Вед.: Ну вот, ребята, вы послушали сказки про буквы нашего русского алфавита. Но у нас остались еще буквы! Назовите их.
Дети: Буква У и буква И.
Вед.: про них мы не успели сочинить сказки, может вы придумаете и расскажете потом нам? Но сейчас мы не будем их обижать. Давайте все вместе придумаем слова, которые начинаются на букву У (утюг, утка, упал, улитка). А теперь придумаем слова, которые начинаются на букву И ( индюк, ирис, игрушка).
Молодцы! А сейчас буква И хочет провести с вами поиграть (проводится физминутка) .
Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша.
С боку на бок чуть дыша.
Важно крыльями трясет.
Индюшат к себе зовет.
А гуськом бегут.
От отца не отстают.( Движения в соответствии с текстом)
Вот какие замечательные буквы жили в городе Букв.
Жили буквы не тужили.
Это значит дружно жили.
Ну а станут вдруг в рядок
Да поставят руки в бок,
Еще скажут: «Все готово!»
И прочесть мы можем слово.
Вед.: А ну. Буквы можете образовывать слова по моему приказу?
Все: Да!
Вед.: Раз вы все дружите, то сложите слова: МИР, ДРУЖБА. Молодцы! А теперь отгадайте загадку:»Зимой и летом одним цветом» (елка), сложите слово ЕЛКА. Молодцы! Срубили елочку на Новый год, что после нее осталось? (Пенек). Сложите слово ПЕНЕК. Молодцы!
Ну вот и наше путешествие в страну букв подошло к концу. Понравилось вам, ребята? Но наше знакомство с буквами еще не закончилось. Желаю вам успехов в освоении знаний.