Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад № 5 "Тынденок" города Тынды Амурской области

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"

 

 

 

· 

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"

Цели:

образовательные – продолжить учить детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки, составлять слова по первому звуку, обучать звуковому анализу, закреплять умение детей определять количество слогов в слове, в придумывании предложений и составлении схем, учить подбирать  слова - антонимы.

развивающие - развивать навык чтения односложных слов, мышление, внимание, память;

воспитательные - создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Беседа о водном транспорте, об обитателях рек и водоёмов.

Оборудование:

1. Рисунок корабля, название кораблика «ПОБЕДА »-- разрезать по одной букве.

1. Тим и Том - пираты (дети), спасательный круг.

2. Презентация «Пристани»

3. Картинка  "акула".

4. Презентация с обитателями моря (горбуша, камбала, пиранья, треска, медуза). Два ведра—синее и зелёное, рыбки синего и зеленого цветов.

5. Ракушки и карточки для деления слова на слоги, картинка "медузы".

6. Кораблик –штриховка.

7. Магнитофонная запись с  мелодией "Шум моря",  для музыкальной    разминки; гудок парохода; музыка из мультфильма: "Путешествие капитана Врунгеля.

8. Картинка с дельфинами, карточки из белого картона  для выполнения схемы предложения, простые графитные карандаши.

 

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте.

Орг. момент:

Ребята, как Вы думаете, почему так украшен Наш музыкальный зал.

Для чего нужны якорь, штурвал, парус?

-- На чём можно путешествовать? --На чем можно плавать? (на пароходе, корабле, теплоходе, катере, лодке).

Я предлагаю совершить путешествие на корабле.

1. Пропуск на корабль:

Нам надо получить пропуск на корабль. Скажите свое имя и назовите  первый звук своего имени и занимайте своё место на палубе.

Итак! Все на своих местах. Готовы к путешествию? На нашем пути будет много трудностей. Но я уверена, что вы с ними справитесь.

А поведет наш корабль, отчаянный и отважный капитан Врунгель.

Капитан: Здравствуйте, ребята! Все готовы к отплытию? Отвечайте: "Так точно, капитан"!    Давайте я прочитаю вам название нашего корабля. Что такое! Все таблички с названием сорвал сильный ветер, и их унесло в море. Но мы не будем отчаиваться. Отправимся в путешествие, найдём все таблички и вернём название нашему кораблю.

2. Разминка

Воспитатель:  Но, прежде, чем отправиться в трудное и опасное плавание, нам нужно  провести разминку. Приготовились. (Дети под музыку выполняют движения).

3. Выход в море.

Капитан:  Посмотрите --лодка.. А кто в ней? (появляются два мальчика -"пирата".) Это пираты - Тим и Том. Они не пропускают нас. Что это значит? Они придумали для вас первое задание. Если вы справитесь с ним, то Тим и Том в благодарность подарят вам первую букву. .

Задание: Я буду называть звук твёрдо, а вы называйте мягко. Отвечать будет тот, кому я брошу спасательный круг!

Р з н т в д к г л П. Молодцы! Вы помогли Тиму и Тому справиться с заданием, а они говорят вам слова благодарности и дарят первую букву (П)

4. Пристани.

Определить первые звуки и прочитать слово .

 

Воспитатель: — Наш корабль проплывает мимо пристаней. А вот и первая пристань, давайте прочитаем, как они называются.  Еще раз посмотрите на эти картинки, определите первый звук в словах этик картинок и по  первым звукам сложите слово. Что общего в названиях? А вот здесь у пристани – наша буква (О)

5. Страна слов - наоборот. Игра с мячом.

Воспитатель: Ребята, на горизонте появилась акула! Акула опасна. и не хочет пропускать нас дальше. Она придумала для нас задание : "Хитрые слова". Хотите узнать про такие "хитрые слова"? (Да). Тогда слушайте.

Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много "хитрых". Например, есть слова, противоположные по значению:

*    большой — маленький,

*    толстый — тонкий,

*    веселый — грустный.

 

Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с "хитрыми" словами.

Игра «Хитрые слова».

Выходите все на палубу, встаньте в круг.

Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.

 

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — … («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — … («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай — … («конец»).

 

А сейчас тот, кому я кину спасательный круг и назову слово,  должен поймать мяч и назвать слово - наоборот:

Большой, веселый, соленый, черный, умный, тепло, старый, день, мальчик, широкий, длинный, добрый, бедный, мягкий, бабушка, дядя, сильный, хороший, много.
А вот ещё одна наша буква (Б)

Физкультминутка и гимнастика для глаз.

Капитан: Ребята, пора провести разминку! Повторяйте движения за мной:

Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу —

Влево, вправо, за корму.

Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт! Что вы видите? А я вижу косяк рыбы! Предлагаю поймать по красивой рыбке!

 

6. Рыбалка.

Капитан: За бортом проплывает косяк рыб, предлагаю их поймать. Но для этого, вы должны отгадать мои загадки о морских обитателях. Я даже ведра приготовил для улова. Вот синее и зелёное ведро. Картинки, с названиями рыб, в которых первый звук мягкий, кладём в зелёное ведро, слова в которых первый звук –твёрдый кладём в синее ведро.

Стихи о рыбах:

Горбуша

На востоке дальнем стужа
Не берет мороз горбушу,
Что ей холод – ерунда,
Рыбе главное – еда!

 

Кажется на горизонте появляется новый обитатель морских глубин.    Приготовили бинокли! Смотрим! Расскажи нам Настя, кто это?

 

Камбала

Здесь на дно, как блин, легла 
Чудо – рыба камбала.
Легла и тут же скрылась, 
Как будто растворилась.

Пираньи

На вид мы милые создания,
С не очень яркою окраской,
Но берегитесь, мы – пираньи,
Вы относитесь к нам с опаской!

Треска

Рыба северных морей,
Но не страшен холод ей.
Не берет её тоска,
Без забот живёт треска.

·         Карась

Жил в озерке золотистый карасик,
Его приглашали поплавать хоть часик.
Ой, я ребята никак не могу,
Я - золотой, я себя берегу!

 

Лещ

Не желает, ну никак,
Лещ клевать на червяка!
Ни за что я не прощу
Это хитрому лещу!

 

МЕДУЗА

У медузы  -  нету пуза,
Только зонтик-голова,
Ножки-щупальца оттуда
Шевелятся, как трава.
Зонтик бабочкой порхает
Или просто так висит,
Всё, что вкусно, поглощает -
Утоляет аппетит.

За то, что вы хорошо порыбачили, я дам  вам букву (Е)

 

 

 

 

6. Опасная медуза. Деление слова на слоги.

 

Воспитатель: Медуза не уплывает!

С ней вы, ребята, не плавайте рядом,

        Медуза опасна, ужалит вас разом!

 

Положите перед собой карточки, посчитайте и укажите ракушками, сколько частей в слове «медуза»?  Ребята, а давайте ее позовем. Какой слог ударный. Какой по счету. Молодцы, вот вам буква  (Д)

 

Дыхательная гимнастика.

Капитан  Итак, отправляемся в путь! Наш корабль не может двигаться вперёд--нет ветра. Давайте подуем на паруса.

8. Шторм.

На море поднялся ветер. Сейчас начнётся шторм. Если мы справимся со следующим заданием, то шторм нам не страшен. Но кто же нам поможет? Смотрим в бинокли. Кого же мы видим в море? Дельфины. Они нас спасут. А должны мы составить предложения про дельфинов. Но, сначала вспомним, что мы знаем о предложении? Составление предложений и схем предложений.

Вспомним: -- Из чего состоит предложение?

--С какой буквы начинается предложение?

--Что ставится в конце предложения?

Посмотрите на картинку с дельфином и придумайте предложение.

Какое1-е, 2-е, 3-е слово в предложении?

-- Сколько слов в предложении?

--Составьте схему предложения.

- Буква (А)

Вот мы с вами нашли все таблички с буквами. Как называется наш корабль? (Дети читают)

 

А теперь закройте глазки. 1, 2, 3, ---и мы с вами вернулись в наш детский сад!

Итоги занятия:

--Где мы с вами побывали?

--На чём плавали?

--Понравилось вам путешествие?

Награда—кораблики : обвести и раскрасить.

 

Дата последнего обновления страницы 17.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения