« - Кем ты станешь, когда вырастешь?
- А я не вырасту!
- Почему дочка?
- А я хочу остаться маленькой!
И всегда буду ходить в детский сад!»
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В. А. Сухомлинский.
Сегодня мне сорок лет и всякий раз, вспоминая о своей детской мечте, я не вольно улыбаюсь. Тогда в пять лет, мне так хотелось остаться маленькой девочкой и всегда ходить в детский сад, чтобы Детство не кончалось. И знаете, моя Мечта сбылась! Ну конечно я выросла, окончила педагогическое училище и вот уже почти 16лет хожу в детский сад.
Когда меня спрашивают: «Кем Вы работаете?» Я, улыбаясь, отвечаю «воспитателем». Чаще всего собеседник начинает сочувствовать, перечисляя все мыслимые и немыслимые недостатки данной специальности. «– Это же самая не благодарная профессия, мы тут с одним ребенком справиться не можем, как же вы с ними справляетесь. Это же, сколько нервов надо? А платят то как? Ну, это недавно подняли, да и за такие деньги не каждый согласится на такую работу!» Всегда спокойно объясняю, для меня это не просто профессия – работа для улучшения материальных благ. Детский сад для меня второй дом, дети – это моя вторая семья. И воспитатель – это не просто специальность по диплому, это моё второе «Я», моё «Детство», мой смысл и цель в моей жизни. Это то, без чего не можешь дышать, думать и существовать. «Дети — это взгляды глазок боязливых
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!»
Марина Цветаева
Не спорю, воспитателем работать это не каждый день праздник! Нет! Это кропотливый и усердный труд! Дети приходят все разные со своим темпераментом, характером и порой бывает очень сложно подобрать к ним подход. А вместе с ними к нам приходят и их родители, с которыми бывает не всегда согласие и понимание о воспитании НАШИХ детей. Да, да НАШИХ детей – это не опечатка, у меня нет разделений «свои», «чужие» - дети могут быть только «наши»!
Кто он – Воспитатель 21 века? В век информационных компьютерных технологий, когда на службе у педагога так много всего и ж/к телевизоры в группах, DVD проигрыватели с учебными программами на дисках, интерактивные доски. Интернет с его бескрайними возможностями – презентаций, публикаций, обмена опыта и участия в различных профессиональных конкурсах, форумах и педсоветах в онлайн режиме. Наконец- то мечта многих воспитателей сбылась, не мучится в поисках нужных пособий, а просто можно зайти в Интернет и скачать те же картинки, песни, конспекты по своей возрастной группе, как пройти аттестацию и много всего нужного и полезного. Бери, скачивай, владей, пользуйся! Передавай знания и умения и навыки своим воспитанникам!
Воспитатель 21века – как я его вижу: молодой, целеустремленный, энергичный, грамотный педагог – любящий свою работу, детей и выкладывающийся на все 100% на воспитательской рабочей «ниве». В общем, очень хороший педагог! Он, конечно, знает историю педагогики и ее настоящее, и он смело заглядывает в будущее! И хотя Он из 21 века, но о таком педагоге говорили многие философы, писатели и педагоги еще с прошлых времен и столетий.
Вот, к примеру, один из древних философов - Сократ
«Все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач».
И я с ним согласна.
К этим профессиям должно быть призвание; талант, как говорят с «выше»; умение отдавать всю душу работе, но все равно оставаться «полным сосудом» со стремлением выполнять свою работу на совесть с чистым сердцем и с искренними намерениями. Трудиться, не ожидая благодарности и признания от общественности, к настоящему педагогу, равно как и к судье, и к врачу, слава и уважение придут сами.
Или вот эти высказывания знаменитых всему миру людей:
А. П. Чехов «Педагог - это инженер человеческих душ».
М. И. Калинин «Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».
А. В. Луначарский «Одной любви к детям недостаточно, чтобы быть хорошим воспитателем. Ибо любовь без знания того, к чему следует стремиться, ведет, скорее всего, к ложной любви, к избалованности детей, к их порче. Мы часто встречаем у самых любящих родителей детей испорченных нравственно и умственно, ибо любовь выливается у них в страстной форме.
…Воспитатель, у которого идеал жизни – само перевоспитание и любовь к детям гармонирует между собой, имеет право быть воспитателем.
…Он должен знать педагогику, быть психологом, он должен быть твердым, сдержанным, спокойным, понятно выражаться»
Симонович А.С. Журнал «Детский сад». – 1867. - № 11-12. – С 389-398.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для этого нужны врожденная способность и уменье, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…
…Педагогов численно нужно не менее, а даже более, чем медиков, и если медикам мы вверяем наше здоровье, то воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества.
…Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных.
…Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями.
…Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождений преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только он будет в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны!»
Вы заметили, как давно были написаны все выше изложенные высказывания, но разве они не актуальны сегодня?
Разве это не о нашем педагоге 21-го века говорил Антон Павлович Чехов или Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно… Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком».
Надеюсь, для каждого педагога важно, каким человеком станет его воспитанник! И ни какие новые технологии и методики в воспитании и образовании, не заменят таких человеческих качеств воспитателя, как:
- доброта, мудрость, понимание, любовь, справедливость, оптимизм.
«Чтобы цветку души ребенка
Достигнуть полного бутона.
Подняться ввысь и расцвести,
Должны мы в жизнь его внести
Доверье будущим успехам,
Свободу играм и потехам.
Счастливой чтоб была семья,
И детский сад, где есть друзья.
Нам нужно очень постараться:
Дать Детству в Детстве состояться!»