Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад № 5 "Тынденок" города Тынды Амурской области

Рабочая программа кружка "Занимательная математика для малышей"

 

 

                                                                         Пояснительная записка

Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском саду», а  также с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, соответствует ФГОС.

   Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка.

   Работа по программе дополнительного образования «Занимательная математика для малышей» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.   Через систему увлекательных игр и упражнений, дети познакомятся с числами от 1 до 5. Познакомятся с названиями частей суток и времени года. Они  узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трех тел (шар, куб, цилиндр). Научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа, решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети  младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Цель данной программы дополнительного образования «Занимательная математика для малышей»:

*    Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к  математике и желания творчески применять полученные знания на практике.

Основные задачи:

*      Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения.

*      Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно, умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.

*      Развивать логическое мышление и основные мыслительные операции.

*      Развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

*      Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

*      Способствовать овладению навыками речевого общения.

Участники: педагоги – воспитатель, дети 2мл.гр., родители.

Длительность:  работа проводится на протяжении всего учебного года (сентябрь 2015 – май 2016г), один раз в неделю (в среду, в первую половину дня) в виде занятий по 15минут. Работа ведется по подгруппам, в каждой группе 6-8детей, так как дети учатся работать в рабочих тетрадях,  необходим индивидуальный подход.

Ожидаемый результат

*      Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.

*      Называть числительные по порядку в пределах «5», относить последнее числительное ко всей перечисленной группе предметов.

*      Решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

*      Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

*      Видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

*      Знать и называть геометрические тела (шар, куб, цилиндр)

*      Сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.

*      Называть части суток, времена года.

*      Различать правую и левую руку.

 

Подготовительный этап

1.Изучение литературы:

*    Е. В. Колесникова «Математика для детей 3-4лет»

*     В. П. Новикова «Математика в детском саду»

*    Примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, соответствует ФГОС.

2.Составление собственной рабочей программы  по дополнительному образованию на основе данной литературы

3.Распечатка рабочих тетрадей «Математика для детей 3-4лет» автора Колесниковой Е. В. и тетрадь с заданиями для развития детей «Математика для малышей» часть 1 авторы  Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Т., Щербинина С. В.

4. Представление моей рабочей программы на родительском собрании, с предложением записать своих детей на дополнительные занятия.

Основной этап

*      Работа с детьми младшего дошкольного возраста в период всего учебного года 2015-2016г по перспективному плану кружка «Занимательная математика»

Заключительный этап

*      Диагностика детей в образовательной области «Познавательное развитие», в частности на математические способности

*      Составить план математических игр на летний период для детей как индивидуально, так и по подгруппам.

*      Анкетирование родителей «Ваше отношение к дополнительным услугам в ДОУ»

*      Составить перспективный план для следующего учебного года по кружковой работе на следующий возрастной этап группы детей.

Приложения.

*      Перспективное планирование на учебный год (2015-2016г.)

            Перспективное планирование работы

Месяц

Тема занятия

Игровые упражнения

Сентябрь

1.Ориентировка во времени. Утро

   Величина. Большой и маленький

Игра-наблюдение «Большой – маленький»

2. Количество и счет. Один и много

Д/и «Один и много»

3.Ориентировка во времени. День

  Геометрические фигуры. Круг.

Игр. упр. «Что сначала, что потом»

Игра «Что бывает круглым?»

4. Количество и счет. Число 1

Игровая ситуация «Цыпленок потерялся»

Октябрь

1.Ориентировка во времени. Вечер

Величина. Высокий - низкий

Игра «Когда это бывает?»

Игр. упр. «Елочки – пенёчки»

2.Закрепление: Большой  и маленький.

Количество и счет. Закрепление: один и много

Игр. упр. «Скажи что больше, а что меньше»

Под/игра «Медведь и пчелы»

3.Количество и счет. Закрепление: число 1.

Игра «Один – много – ни одного»

4.Ориентировка во времени. Ночь

Геометрические фигуры. Закрепление: круг.

Игра «Когда мы это делаем?»

Игр. упр. «Какие предметы похожи на круг?»

Ноябрь

1.Количество и счет. Число 2.

Игровая ситуация «Поможем кукле»

2.Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под.

Величина. Толстый, тонкий.

Игра «Что где находится?»

Игра «Толстый – тонкий»

3.Количество и счет. Закрепление числа 2.

Игровая ситуация «Упрямые козлята»

4.Геометрические фигуры. Треугольник. Ориентировка во времени. Осень.

Игра «Круг – треугольник»

Декабрь

 

1.Количество и счет. Число 3

Величина. Большая, поменьше, маленькая.

Игр. упр. «Матрешки»

2.Геометрические фигуры. Треугольник

Игра «Геометрические узоры – треугольники»

3.Количество и счет. Закрепление числа 3.

Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху.

Игровая ситуация «Три поросенка»

Игр. упр. «Где спряталась игрушка?»

4.Величина. Закрепление большой, поменьше, маленький

Игр. упр. «Пирамидка»

Январь

1.Количество и счет. Сравнение чисел 2и3.

Игра «Разложи всё поровну»

2.Величина. Большой, поменьше, маленький

Логическая задача

Игр. упр. «Башня»

Игра «Угадай, кто спрятался?»

3.Количество и счет. Число 4. Геометрические фигуры. Квадрат

Игр. упр. «Продолжи ряд»

Игра «Сколько – столько»

4.Ориентировка во времени. Зима

Словесная игра «Загадка – отгадка»

Февраль

1.Количество и счет. Закрепление числа 4

Игра «Больше – меньше, столько – сколько»

2.Геометрические фигуры. Квадрат

Логическая задача

Настольная игра «Геометрические узоры»

3.Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4.

Игр. упр. «Спрячь всех зайцев за елочками»

4.Геометрические фигуры. Прямоугольник

Игр. упр. «Разложи на группы»

Март

1.Количество и счет. Число 5

Настольная игра «Сосчитай-ка»

2. Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький. Ориентировка во времени. Весна.

Игровая ситуация «Скажи, что изменилось»

3.Количество и счет. Закрепление числа 5

Игра «Добавь до пяти»

4.Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача.

Игра «Что сначала, что потом»

 

Апрель

1.Количество и счет. Сравнение чисел 4 и 5.

Игр. упр. «Угостим зверят»

2.Геометрические фигуры. Овал

Логическая задача.

Игра «Круг – овал – квадрат»

 

3.Ориентировка во времени времена года.

Игр. упр. «Что мы делаем весной?»

4.Геометрические фигуры. Закрепление: овал. Ориентировка в пространстве Закрепление: слева, справа.

Подвижная игра «Найди свой дом»

Подвижная игра «Руку правую вперед…»

Май

1.Геометрические формы. Шар, куб, цилиндр.

Игр. упр. «Какой формы твой предмет?»

2. Количество и счет. Закрепление чисел 1,2, 3, 4, 5.

Настольная игра «Сосчитай-ка»

3.Величина. Длинный - короткий

Игр. упр. «Пройди по длинной (короткой) дорожке»

4.Логические задачи

Игр. ситуация «Что лежит в подарке (мяч, кубик)?»

         

Дата последнего обновления страницы 05.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»