Пояснительная записка
Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском саду», а также с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, соответствует ФГОС.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка.
Работа по программе дополнительного образования «Занимательная математика для малышей» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Через систему увлекательных игр и упражнений, дети познакомятся с числами от 1 до 5. Познакомятся с названиями частей суток и времени года. Они узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трех тел (шар, куб, цилиндр). Научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа, решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Цель данной программы дополнительного образования «Занимательная математика для малышей»:
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания на практике.
Основные задачи:
Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения.
Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно, умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.
Развивать логическое мышление и основные мыслительные операции.
Развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Способствовать овладению навыками речевого общения.
Участники: педагоги – воспитатель, дети 2мл.гр., родители.
Длительность: работа проводится на протяжении всего учебного года (сентябрь 2015 – май 2016г), один раз в неделю (в среду, в первую половину дня) в виде занятий по 15минут. Работа ведется по подгруппам, в каждой группе 6-8детей, так как дети учатся работать в рабочих тетрадях, необходим индивидуальный подход.
Ожидаемый результат
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Называть числительные по порядку в пределах «5», относить последнее числительное ко всей перечисленной группе предметов.
Решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
Видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Знать и называть геометрические тела (шар, куб, цилиндр)
Сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Называть части суток, времена года.
Различать правую и левую руку.
Подготовительный этап
1.Изучение литературы:
Е. В. Колесникова «Математика для детей 3-4лет»
В. П. Новикова «Математика в детском саду»
Примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, соответствует ФГОС.
2.Составление собственной рабочей программы по дополнительному образованию на основе данной литературы
3.Распечатка рабочих тетрадей «Математика для детей 3-4лет» автора Колесниковой Е. В. и тетрадь с заданиями для развития детей «Математика для малышей» часть 1 авторы Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Т., Щербинина С. В.
4. Представление моей рабочей программы на родительском собрании, с предложением записать своих детей на дополнительные занятия.
Основной этап
Работа с детьми младшего дошкольного возраста в период всего учебного года 2015-2016г по перспективному плану кружка «Занимательная математика»
Заключительный этап
Диагностика детей в образовательной области «Познавательное развитие», в частности на математические способности
Составить план математических игр на летний период для детей как индивидуально, так и по подгруппам.
Анкетирование родителей «Ваше отношение к дополнительным услугам в ДОУ»
Составить перспективный план для следующего учебного года по кружковой работе на следующий возрастной этап группы детей.
Приложения.
Перспективное планирование на учебный год (2015-2016г.)
Перспективное планирование работы
Месяц |
Тема занятия |
Игровые упражнения |
Сентябрь |
1.Ориентировка во времени. Утро
Величина. Большой и маленький |
Игра-наблюдение «Большой – маленький» |
2. Количество и счет. Один и много |
Д/и «Один и много» |
3.Ориентировка во времени. День
Геометрические фигуры. Круг. |
Игр. упр. «Что сначала, что потом»
Игра «Что бывает круглым?» |
4. Количество и счет. Число 1 |
Игровая ситуация «Цыпленок потерялся» |
Октябрь |
1.Ориентировка во времени. Вечер
Величина. Высокий - низкий |
Игра «Когда это бывает?»
Игр. упр. «Елочки – пенёчки» |
2.Закрепление: Большой и маленький.
Количество и счет. Закрепление: один и много |
Игр. упр. «Скажи что больше, а что меньше»
Под/игра «Медведь и пчелы» |
3.Количество и счет. Закрепление: число 1. |
Игра «Один – много – ни одного» |
4.Ориентировка во времени. Ночь
Геометрические фигуры. Закрепление: круг. |
Игра «Когда мы это делаем?»
Игр. упр. «Какие предметы похожи на круг?» |
Ноябрь |
1.Количество и счет. Число 2. |
Игровая ситуация «Поможем кукле» |
2.Ориентировка в пространстве. Слева, справа, на, под.
Величина. Толстый, тонкий. |
Игра «Что где находится?»
Игра «Толстый – тонкий» |
3.Количество и счет. Закрепление числа 2. |
Игровая ситуация «Упрямые козлята» |
4.Геометрические фигуры. Треугольник. Ориентировка во времени. Осень. |
Игра «Круг – треугольник» |
Декабрь
|
1.Количество и счет. Число 3
Величина. Большая, поменьше, маленькая. |
Игр. упр. «Матрешки» |
2.Геометрические фигуры. Треугольник |
Игра «Геометрические узоры – треугольники» |
3.Количество и счет. Закрепление числа 3.
Ориентировка в пространстве. Слева, справа, наверху. |
Игровая ситуация «Три поросенка»
Игр. упр. «Где спряталась игрушка?» |
4.Величина. Закрепление большой, поменьше, маленький |
Игр. упр. «Пирамидка» |
Январь |
1.Количество и счет. Сравнение чисел 2и3. |
Игра «Разложи всё поровну» |
2.Величина. Большой, поменьше, маленький
Логическая задача |
Игр. упр. «Башня»
Игра «Угадай, кто спрятался?» |
3.Количество и счет. Число 4. Геометрические фигуры. Квадрат |
Игр. упр. «Продолжи ряд»
Игра «Сколько – столько» |
4.Ориентировка во времени. Зима |
Словесная игра «Загадка – отгадка» |
Февраль |
1.Количество и счет. Закрепление числа 4 |
Игра «Больше – меньше, столько – сколько» |
2.Геометрические фигуры. Квадрат
Логическая задача |
Настольная игра «Геометрические узоры» |
3.Количество и счет. Сравнение чисел 3 и 4. |
Игр. упр. «Спрячь всех зайцев за елочками» |
4.Геометрические фигуры. Прямоугольник |
Игр. упр. «Разложи на группы» |
Март |
1.Количество и счет. Число 5 |
Настольная игра «Сосчитай-ка» |
2. Величина. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький. Ориентировка во времени. Весна. |
Игровая ситуация «Скажи, что изменилось» |
3.Количество и счет. Закрепление числа 5 |
Игра «Добавь до пяти» |
4.Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. |
Игра «Что сначала, что потом»
|
Апрель |
1.Количество и счет. Сравнение чисел 4 и 5. |
Игр. упр. «Угостим зверят» |
2.Геометрические фигуры. Овал
Логическая задача. |
Игра «Круг – овал – квадрат»
|
3.Ориентировка во времени времена года. |
Игр. упр. «Что мы делаем весной?» |
4.Геометрические фигуры. Закрепление: овал. Ориентировка в пространстве Закрепление: слева, справа. |
Подвижная игра «Найди свой дом»
Подвижная игра «Руку правую вперед…» |
Май |
1.Геометрические формы. Шар, куб, цилиндр. |
Игр. упр. «Какой формы твой предмет?» |
2. Количество и счет. Закрепление чисел 1,2, 3, 4, 5. |
Настольная игра «Сосчитай-ка» |
3.Величина. Длинный - короткий |
Игр. упр. «Пройди по длинной (короткой) дорожке» |
4.Логические задачи |
Игр. ситуация «Что лежит в подарке (мяч, кубик)?» |