Старшая группа (на 2013 – 2014 учебный год)
Тема года — «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
I. «МОИ РОДИТЕЛИ И Я»
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
· Оказание помощи: «Бабушка болеет»; «Дедушка плохо видит»; «Готовимся к празднику».
· Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне весело, хотя и поздно, но я хочу танцевать»; «Мне подарили барабан, и я с удовольствием на нем играю»; «Я — добрый и хочу подарить своим друзьям папины марки».
· Оценка желаний: «Я хочу съесть апельсин»; «Я хочу гулять».
· Сравнение двух норм поведения — драматизация русской народной сказки «Рукодельница и Ленивица».
· Ситуации нравственного выбора: «У меня день рождения, но заболела мама»; «Меня пригласили в гости, но надо помочь бабушке».
II. «МОЙ ДОМ»
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
· Оказание помощи взрослым по уходу за домом, по работе в саду, огороде.
· Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу постирать новую скатерть»; «Я хочу вымыть мамину чашку»; «Я хочу починить будильник».
· Оценка желаний: «Я хочу навести порядок и выбросить старые вещи»; «Хочу показать друзьям папину коллекцию марок».
· Сравнение двух норм поведения — драматизация русских народных сказок «Авось да Небось», «Ох да Ах».
· Нравственный выбор — обсуждение ситуаций, близких к поговорке «Делу время, а потехе час».
III. «ВСЕ, КОГО Я ЛЮБЛЮ»
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
· Оказание помощи друзьям и близким.
· Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Угощу конфетой только своего друга»; «Буду играть только со своим приятелем».
· Оценка желаний: «Хочу пригласить в гости друга на весь день»; «Мы хотим с друзьями поиграть у нас дома».
· Сравнение двух норм поведения: «вместе тесно, а врозь скучно». Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья» и «Волшебное слово».
· Ситуации нравственного выбора — чтение и драматизация сказки Е.Шварца «Два брата».
IV. ТРАДИЦИИ СЕМЬИ
Игры и проблемные ситуации для совместного обсуждения:
· Ситуации оказания помощи на примере традиции рождественской ночи, зажигания свечей на окне.
· Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: «Я хочу подарить своему другу игрушку». «Я хочу в подарок маме испечь торт».
· Оценка желаний: «Подарите мне!..»
· Сравнение двух норм поведения: чтение и драматизация рассказов В.Осеевой «Три желания», «Просто старушка», «Три дочери».
· Ситуации нравственного выбора: В.Алексеев «Трудный вечер» — чтение и обсуждение.
Подготовительная группа (на 2014 – 2015 учебный год)
Тема года — «МИР ВОКРУГ НАС»
I. «Я РАСТУ»
Игры и проблемные ситуации для обсуждения:
· — Я хотел бы стать добрее. Что мне надо делать?
· — Почему со мной не играют другие дети?
· Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Я люблю сам играть со своими игрушками»; «Мне нравится дежурить».
· Оценка желаний: «Я хочу поиграть с мячом в группе»; «Мне понравилась игрушка моего друга».
· Сравнение двух-трех норм поведения на основе русских народных сказок (по выбору).
· Ситуации нравственного выбора: «Хочу задержаться в гостях, но будет беспокоиться мама»; «Хочу послушать музыку, но спит бабушка».
II. «Я УЧУСЬ»
Игры и упражнения для совместного обсуждения:
· Ситуации оказания помощи самому себе и другим людям (привести собственные примеры).
· Определение положительных и отрицательных сторон поведения: «Мне нравится играть с друзьями»; «Я не люблю делиться игрушками».
· Оценка желания: «Чему я хочу научиться?».
· Сравнение двух-трех норм поведения: «Умею, но не хочу делать»; «Не умею, но хочу научиться».
· Ситуации нравственного выбора: «Надо выучить стихотворение, но купили новый мяч»; «Надо закончить рисунок, но хочется поиграть с друзьями».
III. «МОЙ МИР»
Игры и упражнения для совместного обсуждения:
· — Как лучше помочь другу, незнакомому человеку?
· Определение положительных и отрицательных сторон поведения:
скромность — хвастовство,
щедрость — жадность,
доброта — жестокость,
вежливость — грубость и др.
· Определение правил культурного поведения: в гостях, у больного друга, в общественных местах.
· Определение правил общения: на улице, в группе, дома.