муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №5 «Тынденок» города Тынды Амурской области
Проект по развитию речи
«Лэпбук – Речевичок, как одно из средств
развития связной речи у детей 6-7 лет».

Выполнил воспитатель:
Остапенко Олеся Владимировна
I квалификационная категория
Тында, 2017 год
Проект: «Лэпбук , как одно из средств развития связной речи у детей 6-7 лет».
Что такое ЛЭПБУК? Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться и открывать новые горизонты.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал)
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Лэпбук помогает формировать планирующую функцию речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), в результате чего улучшается качество связной речи ребенка, повышается его коммуникативный и социальный уровень.
Актуальность проблемы:
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Цель проекта:
Развитие связной речи у дошкольников, через создание лэпбука и работу с ним.
Задачи проекта:
· Изучить литературу и материалы по работе с лэпбуком;
· Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
· Повысить у детей познавательную активность;
· Улучшить уровень развития связной речи у дошкольников.
· Повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей.
· Познакомить детей и родителей, а также педагогов ДОУ с новой формой работы над связной речью.
· Развить партнерские отношения в работе над проектом между всеми участниками процесса.
Тип проекта:
u Познавательный
u Групповой
u Долгосрочный
Сроки реализации проекта: январь 2017– апрель 2017
Участники проекта:
дошкольники подготовительной к школе группы воспитатель родители детей
Общий замысел:
При реализации проекта у детей развивается не только речевая функция, но и познавательная активность, раскрывается творческий потенциал, совершенствуется мышление, память. При реализации проекта родители стали ближе к детям, стали понимать их потребности и возрастные особенности.
Этапы реализации проекта:
Приоритетная образовательная область - речевое развитие
1 этап подготовительный:
1. Изучение материалов по изготовлению и применению лэпбука
2. Консультация для родителей «Развитие связной речи ребенка»
3. Родительское собрание сообщение « Лэпбук, как средство развития речи детей»
4. Беседы, наблюдения за детьми
5. Поиск информации
2 этап планирование действий:
1. Индивидуальное консультирование родителей по содержанию лэпбуков
(подбор информации)
2. Применение тематических лэпбуков на занятиях по речевому развитию
3. Использование созданного лэпбука в самостоятельной деятельности детей
3 этап заключительный:
Ожидаемый результат по проекту:
1. Повышение уровня развития связной речи через работу с лэпбуком;
2. Повышение познавательной активности у дошкольников;
3. Повышение социальной активности и педагогической компетентности родителей;
4. Развитие творческого потенциала родителей и детей;
5. Создание тесных, дружеских отношений между всеми участниками проекта;
6. Пополнение методической копилки по лексическим темам
7. Получение положительных эмоций у участников проекта при презентации своих работ.
Ресурсное обеспечение:
Человеческие ресурсы: участники проекта (описаны выше)
Материально-технические: картон, клей, цветная бумага, картон, картинки, карандаши, фломастеры, тесьма, скотч, ножницы, принтер, пластиковые конверты, игры.
Временные: проект долгосрочный – с января по апрель шла его реализация
Результат проекта:
1. Повысился уровень развития связной речи, в том числе активно формируется планирующая функция речи;
2. Повысился уровень социализации ребенка в обществе, дети приобрели первые навыки публичного изложения своих мыслей;
3. Партнерская деятельность дала положительные результаты для всех участников проекта.
Выводы:
Анализируя полученные результаты по окончании проекты необходимо отметить следующее:
1. Проект реализован успешно, в соответствии с планом.
2. Получены положительные количественные и качественные показатели проекта.
3. Для каждого участника проекта достигнуты позитивные изменения:
Для детей это:
· Улучшился уровень развития связной монологической речи
· Повысилась познавательная активность
· Дети приобрели навыки публичного выступления и логического изложения своих мыслей.
· Дети получили новые развивающие пособия, созданные своими руками.
Для родителей это:
· Изменение позиции родителей и их отношения к организации педагогического процесса в ДОО.
· Осознание индивидуальности, потребностей и интересов своего ребенка.
· Развитие творческого потенциала родителей.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
2. Электронные ресурсы сети интернет.